Многие диспетчеры уже сталкивались, что возникают споры, какие полосы мы должны для взлета и посадки(Для справки: 12 или 30). Самолеты обычно взлетают и садятся против ветра. Значит смотрим метар и по ветру определяем нужную нам полосу. Допустим в метаре стоит ветер 28004 - что значит 280 градусов 4 метра в секунду. Курс 280 ближе к 295 (курс 30 полосы), чем 115 ( 12 полоса ). Значит ставим на вылет и прилет 30-ую полосу.
Но, мы контролим в Иркутске. Иркутский аэропорт расположен на окраине города, так, что при взлете с 30 или посадке на 12 самолет полетает над городом на достаточно низкой высоте. В игре это абсолютно без разницы, ибо виртуальные жители не проснуться ночью или Ан-124 в дом не врежется. Но, следую лозунгу, as real as get, все же нужно выбрать полосу, исходя из ограничений. Для этого обратимся к великолепному справочнику аэронавигационной информации AIP.

Читаем раздел  2.21  ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ СНИЖЕНИЯ ШУМА.
Часть 1
2.1 Основное направление для взлета МК=115°.
Это значит, что при слабом ветре или при полном его отсуствии, взлет с 12 полосы предпочтительнее.
2.2.  Эксплуатационные  приемы  снижения  шума при взлете с ВПП 30 не используются.
Это значит, что самолеты следуя РЛЭ производят взлет, без уменьшения тяги двигателей
Часть 2
1.3. ВПП 30  является  предпочтительной  ВПП,  которая  по  возможности  используется  в  максимальной степени.
Пояснение: При наличии специальных метеорологических условий, например при  значительном ветре, при наличии кучево-дождевых облаков и т.д., в секторах подхода и захода на посадку орган ОВД по своему усмотрению  или  по  просьбе  командира  корабля  может  отклонится  от  положений  п. 2.1,  изложенных  ниже,  если  по причинам безопасности он считает это необходимым.

Опять, же в разделе 2.1 перечислены условия для отмены ограничений. Ограничения могут отменятся в угоду безопасности полетов

Отсюда следует, что при нормальных условиях, при спокойном ветре, в Иркутске на взлет дается 12 полоса и 30 на посадку.
Но при сильном боковом ветре, сильном хвостовом и.т.п причинах дается полоса исходя из безопасности. Так же для самолетов легкомоторной авиации(Цессна, Пилатус, Пайпер, Бичкрафт и.т.п) нужно с умом подходить в выборе полосы. Эти самолеты ведут себя крайне неустойчиво при сильном ветре.